"Степногорск қаласы, № 3 арнайы мектеп-интернаты" КММ

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Буллинг в образовательной среде: рекомендации для родителей»

03.02.2023

«Буллинг в образовательной среде: рекомендации для родителей»

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Практически в каждом группе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников группы. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков. Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников, одногруппников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку. Прежде чем перейти к разработке эффективных методов разрешения проблемы буллинга, следует изучить виды, причины и возможные проявления данного явления во всем их многообразии.

Выделяют следующие виды буллинга:

1. Психологическое (моральное) насилие: - вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, клички. - социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются контактировать, общаться, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой; - кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне. Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

2. Физическое насилие: избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство. По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга: - словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.). - бойкот, - физическая расправа. - распространение слухов и сплетен, - воровство.

Как показали исследования – в младших классах школы частота встречаемости случаев буллинга выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.

 Основные характеристики Буллинга

- Умышленность

- Регулярность

- Неравенство сил

 - Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)

- Не заканчивается сам по себе

 - Негативное психологическое воздействие на всех участников.

По статистике, больший процент детей за помощью при буллинге не обращаются:

62% детей не рассказывали о буллинге

24% делились с друзьями

 2% рассказали родителям

Почему дети не обращаются за помощью?

- Хочет справиться с этим самостоятельно

- Дети могут бояться реакции от обидчика

- Опасается, что накажут за слабость

- Чувствуют, что никто о них не заботится

- Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут.

Распределение ролей в буллинге

Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.

Инициаторами выступают один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера группы.

- дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе;

- дети, стремящиеся к лидерству, власти, самоутверждению за счет других;

 - легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением;

- часто нарушают дисциплину;

- склонны обвинять других в своих проблемах; - агрессивные дети;

- физические сильные дети;

Жертвой или объектом буллинга:

- часто становятся робкие;

- тихие дети;

- нередко физически слабые;

- дети с нестандартной внешностью;

- особым прилежанием в учебе;

- чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее;

- дети, обладающие талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами;

- дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.

Жертвой буллинга может стать любой ученик. Возможные роли непопулярных школьников: «Шут», «Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды»

Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?

Если ваш ребёнок:

- неохотно идёт в техникум и рад любой возможности не ходить туда;

 - возвращается из техникума подавленным;

- часто плачет без очевидных причин;

- никогда не вспоминает никого из своих одногруппников;

- очень мало говорит о своей учебной жизни;

- одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.

Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?

- Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).

- Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой буллинга;

- Сообщите о ситуации классному руководителю, психологу.

- Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

- Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома;

- Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

- Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».

 - Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне;

- Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.

- Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно.

- Выступая на родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в группе.

- Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.

 - Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.

 Если ваш ребенок — обидчик

Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:

- остановить ребенка-обидчика,

- создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.

- Вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим. Как этого добиться?

 - Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.

- Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что, беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.

- Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.

- Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга. Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.

- Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок плохой. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.

- Развивайте эмпатию.

И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли (на что обратить внимание)?

- Интересоваться жизнью и проблемами ребёнка;

- Уделять внимание его взаимоотношениям с членами семьи и сверстниками;

 

- Настаивайте на общении ребенка с людьми вне Интернета;

 - При необходимости обращайтесь к педагогам-психологам, психиатрам, детским неврологам;

- Постарайтесь наладить контакты с педагогами;

- Пригласите одногруппников в гости, особенно тех, кому ваш ребенок симпатизирует;

- Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка, объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки, и достоинства; помочь ребёнку стать членом учебного коллектива, а не просто ходить учиться;

- Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье, вовлечение ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в семье (пожелать хорошего дня утром перед уходом в техникум, отмечать дни рождения, различные достижения и т.д.);

- Прикасайтесь к подростку как можно чаще - берите за руку, обнимайте, гладьте по голове.

- Говорите, что вы любите. Ребенок будет чувствовать себя любимым.

- Любите своих детей, будьте к ним внимательны (особенно к их эмоциональному состоянию) и принимайте их такими, какие они есть!

Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.

 

 

 

Подготовила: педагог-психолог Шайсултанова С.К.



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст