Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ.
Учет психического состояния ребенка с ОВЗ является одной из актуальнейших проблем современного коррекционного образования, которое призвано обеспечить физическое и психическое здоровье учащихся. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы во время пребывания в школе-интернате.
Интеллектуальная недостаточность проявляется в следующих особенностях: слабость регуляция эмоций, неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности.
Неусвоение информации, отставания и затруднения в ведущей деятельности, как в дошкольном учреждении, так и в массовой школе, ведут к изменению статуса ребенка в коллективе сверстников, колебаниям его самооценки, нарастанию психоэмоционального напряжения. Результатом становится агрессивность, аффективное состояние, двигательная расторможенность. Чтобы освободиться от этого напряжения, ребенку необходима помощь.
Современные исследователи предлагают немало способов управления психикой.
При этом большое значение придается осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей и самим. А путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния. Понятно, что в силу особенностей интеллектуального развития, отсутствия достаточного жизненного опыта умственно отсталые дети испытывают большие затруднения в понимании и оценке своего психофизическое состояние.
Поэтому актуальным для умственно отсталых детей становится «снятие напряжения посредством углубленного изучения своего невербального языка, чувств и эмоций, ощущений своего тела». Обучение осуществляется через специально организованные занятия по различению и передаче эмоций средствами мимики и пантомимики, проигрывание различных этюдов, ситуаций, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр иллюстраций, картин.
Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом.
Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания.
В распоряжении у педагога различные формы разрядок:
- физкультминутка, которая может проходить в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, коротеньких стихотворений, проговариваемых учащимися хором;
- смена вида деятельности. Для умственно отсталых детей характерна повышенная утомляемость, поэтому частая смена деятельности просто необходима таким детям.
- музыкальная пауза. С давних пор музыку используют как лечебный фактор. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка способствует общему успокоению, а драматическая возбуждает, повышает жизненный тонус.
- различные игры. Подбор игр зависит от целей, стоящих перед педагогом или сложившейся ситуации. Например, если дети в начале урока не могут успокоиться после перемены, педагог может предложить игру «Хлопки».
Игра «Хлопки».
Цель: реализация двигательной потребности детей, развитие слухового внимания.
Педагог в определенном порядке хлопает в ладоши и просит воспроизвести этот порядок самому расшумевшемуся ученику. Затем тотчас предложить повторить любому, кто услышал заданный ритм. Далее все дети повторяют хлопки. Ведущий выбирает детей взглядом.
Игра «Еж».
Реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы.
Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке.
В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния.
С этой целью рекомендуется использовать психофизические упражнения, способствующие снятию напряжения. Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления: «Сосулька», «Муха», «Лимон» и т.п. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка.
Большинство упражнений по психической саморегуляции предлагается детям в игровой форме.
Упражнение «Насос».
- Давайте представим себе жаркий-жаркий день. Растения хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите. Спасибо. Напоить их водой можно, если включить насос. Насосом будем мы. Сядьте прямо. Ноги слегка расставьте, ступни прижмите к полу. Руки слегка согните в локтях, и ладони положите на ноги внизу живота. Глаза закройте. Насос начал качать воду. Она глубоко под землей.
Приготовились. Глубоко вдыхаем через нос. Голова, плечи тянутся вверх, живот втягивается. Набрал насос воду, а теперь выливаем воду - выдыхаем через рот.
Делаем медленный выдох. Плечи опускаются, живот выпячивается. Молодцы! Хорошо получается!
Снова набираем воду. Медленно вдыхаем через нос. Поднимаем плечи. Тянемся вверх, живот втягиваем. Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки. Выдыхаем воздух ртом медленно. Опускаются плечи. Выпячивается живот. Молодцы! (Повторяется еще 2-3 раза).
- Обрадовались наши цветочки. Ожили. Потянули свои головки, протянули листочки к солнышку. Покажите, какими стали наши цветочки.
Одним из эффективных средств коррекции эмоциональных нарушений поведения через эмоциональное отреагирование, самоутверждение детей является изобразительная деятельность. Специально разработанные приемы рисования (пиктограммы, монотипия, пуантилизм, графическая музыка, дорисуй предмет и др.), способствуют
преодолению негативных стереотипных поведенческих реакций в различных ситуациях. Через организованную изобразительную деятельность, умственно отсталый ребенок получает возможность не только снять эмоциональную возбудимость, тревожность, агрессивность, конфликтность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ними положительные переживания и образцы поведения. В заключение хотелось бы отметить, что, педагог должен всегда помнить о здоровье школьников. Эмоциональный настрой педагога, его тон, создание благоприятной, дружеской обстановки, партнерских отношений сыграют немаловажную роль в снятии напряжения у учащихся с ОВЗ.